телефон горячей линии 8 800 700-87-60

Освещение дорог: нормы и особенности

От того, как освещаются магистрали и перекрестки, зависит вероятность ДТП, а значит и жизни водителей и пешеходов. Отсутствие освещения, его недостаточность, нарушение ГОСТов при установке и выборе прожекторов приводит к повышению количества проишествий. Именно поэтому нужно соблюдать все стандарты и использовать подходящее осветительное оборудование.

Для грамотной установки подсветки дорожного полотна важно учитывать действующие нормы, СанПины, СНиПы и ГОСТы, в которых регламентированы характеристики светильниковНормы рассчитывались, исходя из оценки способности глаза человека. В темное время суток наше зрение может различать объекты в свете луны при освещенности в 0,1 лк. Но для безопасности при движении по автодорогам важно, чтобы освещенность  была не меньше 2 лк.

Подсветка автодорог дает хорошую видимость дорожного полотна в ночью, так, чтобы создать безопасные условия для вождения/перехода проезжей части. Используемые лампы должны обеспечивать достаточную освещенность полотна и обочин, чтобы водители могли вовремя обнаружить машину на встречном направлении или переходящего дорогу человека.

При установке уличных фонарей учитывают:

  • требования СНиП по освещенности;
  • ГОСТы, которым должны соответствовать лампы;
  • мощность светового потока, производимого прожекторами, должна соответствовать СНиП;
  • используемые лампы не должны слепить/мерцать;
  • световой поток не может быть слишком низким или высоким;
  • должно быть обеспечено равномерное освещение вокруг ТСв том числе освещение обочины и соседней полосы, именно поэтому светодиодные светильники ставят через равные промежутки;
  • должен присутствовать горизонтальный световой поток, что позволяет увеличить видимость и своевременно замечать встречные машины.


СНиП определяет достаточную для определения приближающихся ТС и дефектов дороги освещенность. Это позволяет водителям оперативно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Для организации грамотной подсветки в СНиПе указаны стандарты, например, для регламентирован параметр "горизонтальная освещенность":

  • для районных дорог и улиц средняя освещенность составляет быть около 6 лм/кв.м;
  • для дорог и второстепенных улиц, с переходным типом покрытия4 лм/кв.м;
  • при наличии покрытия другого типа2 лм/кв.м.


Расстояния, на которых устанавливаются консольные светильники, строго регламентируются:

  • состояние дорожного полотна;
  • назначение дороги (автомагистраль, проселочный участок и т.д.). Например, для главных дорог с повышенным риском ДТП  и большим потоком машин используются лампы мощностью в 250-400 Ватт; а для второстепенных автодорог достаточна мощность в 70250 Ватт;
  • населенный пункт (город, деревня и т.п.).


Подбор дорожно-уличных прожекторов также регламентирует ГОСТ. Светильники для уличного должны:

  • быть простыми в эксплуатации;
  • иметь высокую степенью защит от пыли и влаги (не менее IP55);
  • иметь антивандальную защиту;
  • быть экономичными и энергоэффективными;
  • организовывать мощный световой поток.


Самыми энергоэффективными являются светодиодные прожектора, так как они характеризуются долгим сроком службы и широким выбором дизайнов, а также имеют оптимальную оптику для организации направленного светового потока.

2017-09-08
обязательные поля